Новый инструмент для поддержки детей с особыми коммуникативными возможностями: «Конструктор целей» от «Социальной школы Каритас»

«Социальная школа Каритас» представила новый бесплатный онлайн-инструмент — интерактивный опросник «Конструктор целей», разработанный для специалистов, работающих с детьми и взрослыми, которым необходимы альтернативные средства общения.

Этот инструмент поможет педагогам, логопедам, дефектологам, тьюторам и другим специалистам:

  • оценить уровень коммуникативного и языкового развития;
  • определить базовые навыки и зоны ближайшего развития;
  • подобрать наиболее подходящие средства дополнительной и альтернативной коммуникации (АДК): жесты, графические символы, голосовые приложения и другие.

Ирина Текоцкая, координатор программ АДК в «Социальной школе Каритас» и логопед-дефектолог, подчеркнула важность такого подхода:

«АДК необходим тем, кто не может использовать устную речь — детям с ДЦП, ментальными нарушениями, генетическими синдромами и другими особенностями. Чтобы эффективно внедрять АДК, важно понимать, как человек воспринимает мир, насколько он понимает обращённую к нему речь, какие способы общения ему доступны, а что становится препятствием».

Ранее в России подобных методических инструментов не существовало — специалисты использовали западные аналоги, которые часто были плохо адаптированы к культурным и языковым особенностям нашей страны.

«Конструктор целей» стал результатом совместной работы экспертов из семи регионов России под руководством НКО «Социальная школа Каритас», при поддержке Фонда президентских грантов. Инструмент уже прошёл апробацию в 8 регионах, в которой приняли участие более 400 детей и свыше 20 образовательных и реабилитационных учреждений.

Официальная презентация «Конструктора целей» состоится 3–4 июля на VII Всероссийской конференции по альтернативной и дополнительной коммуникации. Участники смогут узнать больше о методике, познакомиться с результатами апробации и получить рекомендации по применению инструмента в повседневной практике.

Проект направлен на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями и развитие инклюзивной среды в образовании и социальной сфере.