В Российской Федерации предпринимаются новые шаги в направлении обеспечения равных возможностей и доступности общественного транспорта для всех граждан, включая людей с ограниченными возможностями. В соответствии с международными стандартами и национальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, были утверждены новые нормативы и требования к доступности транспортных средств и инфраструктуры.
Ключевые требования к доступности
Приказом Минтранса России от 20.09.2021 № 321 был утвержден Порядок обеспечения перевозчиками условий доступности транспортных средств для пассажиров-инвалидов. Основными положениями данного порядка являются:
- 1. Техническое Оснащение: Автовокзалы и автостанции должны быть оборудованы специализированными техническими средствами, такими как низкорасположенные телефоны с функцией регулировки громкости и текстофоны, что обеспечивает доступность информации и коммуникаций.
- 2. Ассистивные Услуги: Предусматривается оказание бесплатной помощи пассажирам-инвалидам при передвижении по территории автовокзалов и автостанций, входе и выходе из транспортного средства, а также при приеме и выдаче багажа.
- 3. Посадка и Высадка: Перевозчики обязаны обеспечить безопасную и удобную посадку и высадку пассажиров-инвалидов, в том числе с провозом собак-проводников при наличии соответствующего документа.
- 4. Информационное Обеспечение: Автовокзалы и автостанции должны быть оснащены информацией крупным шрифтом и шрифтом Брайля для обеспечения её доступности для пассажиров с ограниченными возможностями.
Отдельное внимание уделяется внедрению с 1 марта 2023 года звукового и визуального информирования о расположении кнопок вызова персонала и остановки транспортных средств, что позволит облегчить ориентацию на территории автовокзалов и автостанций.
Ответственность за невыполнение требований
В случае уклонения от выполнения установленных требований и норм, перевозчики и владельцы объектов транспортной инфраструктуры несут административную ответственность, что подчеркивает серьезность отношения государства к данному вопросу.
Данные меры подчеркивают стремление России к созданию более инклюзивного общества, в котором каждый человек, независимо от своих физических возможностей, имеет равный доступ к общественному транспорту. Это не только значительно улучшает качество жизни людей с ограниченными возможностями, но и способствует развитию культуры взаимопонимания и уважения в обществе.