Права, которые должны знать пациенты обращаясь в медицинские организации

В России в 2021 году в два раза увеличились жалобы на качество и доступность медицинской помощи в страховые медицинские организации, об Права, которые должны знать пациенты обращаясь в медицинские организации.

Мы рассмотрим какие права следует знать, обращаясь к врачам с полисом обязательного медицинского страхования.

1. Есть конкретно установленные сроки для оказания медицинской помощи

  • срок оказания неотложной медицинской помощи – не более 2-х часов с момента обращения;
  • срок ожидания приёма участковыми врачами-терапевтами и педиатрами не должен превышать 24 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • срок приёма узкими специалистами (невропатолог, хирург, эндокринолог, эпидемиолог), за исключением подозрения на онкологическое заболевание - не более 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и ангиография (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) - не позднее 14 рабочих дней со дня назначения;
  • рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, УЗИ (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) - не позднее 14 рабочих дней со дня назначения исследований;
  • лабораторные анализы биоматериала (крови, мочи, кала, и др.), за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание, - не позднее 14 рабочих дней со дня назначения исследований.

Если не можете попасть к врачу, нет свободных талонов, - с письменной жалобой обращайтесь к главному врачу поликлиники. В большинстве случаев это срабатывает и нет необходимости ходить дальше по инстанциям. Если же главный врач проявит бездействие – пишется жалоба в страховую медорганизацию, Росздравнадзор, прокуратуру.

2. Льготная категория граждан должна обеспечиваться бесплатными лекарственными средствами либо со скидкой

Для этого пациенту лечащим врачом выписываются льготные рецепты. Обязательно проконсультируйтесь с врачом по этому вопросу!

3. Каждый вправе знакомиться со своими медицинскими документами

Каким образом это можно сделать?

  • Направляется запрос (письменный или по электронной почте) главному врачу (заведующей) медицинской организации о необходимости предоставить пациенту документы (их копии), отражающие состояние его и выписки из них, в том числе в форме электронных документов.

Кроме того, с 1 июля 2021 года каждому пациенту, проходившему лечение в рамках ОМС, будут направлять уведомление о том, какие нарушения были выявлены в ходе оказанного ему лечения по итогам проверки медицинской организации страховой компанией. Чтобы получать такие уведомления нужно обратиться лично (или через своего представителя – по нотариальной доверенности) в свою страховую медицинскую компанию или в территориальный фонд ОМС вашего региона с заявлением об информировании. Эта процедура совершенно бесплатная, бланк заявления предоставляют.

4. Можно сменить своего лечащего врача и поликлинику

Если не устраивает обслуживание в вашей поликлинике и врач, их можно сменить. Такое право предусмотрено статьёй 21 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При желании можно заменить и страховую медицинскую организацию, если она пропускает «мимо ушей» ваши жалобы на качество медицинской помощи.

5. Врачебная тайна

Медицинские работники (врачи, медсёстры, санитары, практиканты, интерны, провизоры и фармацевты) не вправе рассказывать иным лицам о факте обращения, диагнозе, результатах анализов, в том числе родственникам пациента, за исключением конкретных ситуаций оговоренных законом.