Мы часто думаем, что в нашей жизни многое происходит случайно. Но с христианской точки зрения, в нашей жизни не бывает случайностей, говорит богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Всё, что происходит — это закономерность. А от чего зависит эта закономерность? Бог — это не судья и не палач, он — любвеобильный врач.
Эта человеческая жизнь является не чем иным, как только подготовительным этапом к жизни. Жизнь начинается только тогда, когда мы вступаем в область вечности. И все наши скорби и страдания, и болезни, и переживания в земной жизни не случайны.
Не виноваты ни природные катаклизмы, ни наследственные болезни, ни злые люди. Христианство говорит, что злые люди — это только орудие в руках благой и премудрой воли Божьей.
Эта жизнь является подготовкой, какой бы она ни была. И каждому в этой жизни приходится переносить то, что является самым полезным для него. И все те страдания, которые человек переносит, являются не наказанием и не местью со стороны Бога, а необходимыми лекарствами для того, чтобы он мог войти в вечную жизнь.
Что значит войти? И почему войти в жизнь вечную нельзя без страданий? Человек создан для того, чтобы быть царём в этом мире. Здесь мы встречаемся с колоссальной проблемой или вопросом: кому можно доверить царство вечной жизни? Только тому, кто, наконец, поймёт, что он может быть властителем только при условии, если он будет един с тем, кто вверяет ему это царство.
Это очень важный психологический момент. Буду ли я с ним, кто мне вручил это царство? Помните, именно это произошло у первозданных людей. Змий сказал Адаму и Еве: «Будете, как Боги».
Вот в чём суть человеческой жизни — чтобы мы поняли, что без Бога, без того, кто нам всё даёт, мы, оказывается ни на что не способны. А с ним мы могущественны, мы — цари.
Все те страдания, которые приходится переносить человеку — это не случайность. Это всё определяется моим духовным состоянием, для исцеления которого каждому человеку требуются разные условия.
Один в жизни много страдает от болезней, другому, напротив, даётся богатство и слава. И в том, и в другом случае человеку даются условия для того, чтобы опомниться, понять, что всё в этой земной действительности — преходящее.
Что означают страдания и сильные переживания для верующего человека? Это не несправедливость Бога. Если ты так думаешь, если ты мнишь о себе, что ты хорош — потому ты и страдаешь.
Опыт жизни, даже тот опыт, который связан со страданиями и переживаниями, нужен только с единственной целью, чтобы человек понял, что он готовится не к чему-нибудь, а к тому, чтобы царствовать. Но никто не может царствовать с гордостью, с мыслью, что никакого Бога мне не нужно. Такой человек изгоняется из рая.
Если человек относится к скорбям и страданиям так, как нужно, то он обращается к самому себе, смотрит на свою жизнь, видит свои грехи и страсти, а потом говорит: «Достойное по делам моим я получаю!»
Тот, кто приходит к этому состоянию, получает то, что получил правый разбойник. Помните, что сказал Иисус ему: «Сегодня же будешь со мною в раю».
Земная жизнь скоротечна. Тот человек, который понимает, что по делам своим получает, совсем иначе уже относится ко всем этим страданиям.
Представим, что два человека страдают от болезни. Один не понимает, почему это происходит, проклинает свою судьбу и всё на свете, разрывается от гнева, несчастья и отчаяния. Другой благодарит Бога, потому что знает, по какой причине с ним это произошло. Его жизнь принимает совершенно другой характер.
Какую ценность представляет христианство в плане отношения к людям. Человек верующий смотрит на свою жизнь, анализирует себя, оценивает себя с точки зрения заповедей Божьих. Смотрит в себя.
Когда я вижу всё то, что находится во вне и, кажется, стараюсь бороться со всем этим (лживостью, человекоугодием, осуждением, лицемерием, гневливостью) и вижу, что никак не получается. То как я теперь буду относиться к другим людям, в которых я вижу то же самое?
Пьяницы друг друга никогда не осуждают, А ищут возможность друг с другом выпить лишнюю бутылку. В больнице больные друг друга не осуждают, сочувствуют друг другу и помогают друг другу.
То же самое происходит и в плане духовном. Когда я вижу свои страсти, я не могу осуждать других. Исаак Сирин писал: «Блажен человек, познавший себя».