Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

Федеральным законом от 28 июня 2021 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» внесены поправки в действующее законодательство, направленные на совершенствование государственной политики в области занятости населения и развитие рынка труда.

Предусмотрено преобразование информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России» в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Уточнены ее задачи и функции.

Граждане и работодатели в целях получения госуслуг в области содействия занятости населения смогут подавать в центры занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием данной цифровой платформы, а также порталов государственных или муниципальных услуг. При этом сохранится и возможность очного приема в органах службы занятости.

  1. Уточнено понятие «занятые граждане» – из их числа исключены обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по направлению органов службы занятости.
  2. Расширено понятие «граждане, испытывающие трудности в поиске работы». Поправками к их числу отнесены в том числе граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации. Сейчас к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, отнесены в том числе граждане от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.
  3. Закон о занятости населения дополнен нормами об ответственности за нарушение его требований. В частности, установлено, что сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату.
  4. Определен перечень работодателей, которые обязаны с 1 января 2022 года размещать на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, соответствующих определенным требованиям, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов. Это:
  • органы госвласти РФ;
  • органы госвласти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  • работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек;
  • вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел.

В соответствии с действующей в настоящее время редакцией пункта 3.1 статьи 25 Закона о занятости, работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в информационно-аналитической системе «Общероссийская база вакансий «Работа в России» в порядке, установленном Правительством РФ. При этом в настоящее время информация о вакансиях может размещаться в подсистеме «Общероссийская база вакансий» как органами службы занятости, так и работодателями непосредственно (или через частные агентства занятости), а государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным компаниям и хозяйственным обществам, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, рекомендовано обеспечивать размещение и поддержание в актуальном состоянии в системе информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

  1.  Уточнена обязанность работодателя по уведомлению службы занятости о дне приема на работу гражданина, направленного к нему органами службы занятости, а в случае отказа в приеме на работу – о дне проведенных с гражданином переговоров о вариантах подходящей работы и причине отказа в приеме на работу. Данное уведомление можно будет направить в электронной форме через единую цифровую платформу.
  2. С 1 марта 2022 года регулирование вопросов установления квоты для приема на работу инвалидов будет осуществляться Законом о занятости населения, а не Законом о социальной защите инвалидов в РФ.
  3. Предусмотрено, что при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации органы службы занятости в случае согласия гражданина должны оказать ему содействие в завершении прохождения процедуры регистрации в системе.

О внесении изменений в законодательство по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Контролировать выполнение квоты для приема на работу инвалидов с 1 марта 2022 года государству станет значительно проще в связи с соответствующими изменениями в Порядке квотирования рабочих мест для инвалидов.

В соответствии с Порядком от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов освобождаются не только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, но и:

  • работодатели, которые проходят процедуру реорганизации, а также находящиеся в стадии ликвидации или банкротства;
  • работодатели, в отношении которых в установленном законодательстве порядке принято решение об их ликвидации.

Работодатели самостоятельно квотируют рабочие места для инвалидов путем принятия локального нормативного акта, где указывают их количество в разрезе профессий.

Количество квотируемых рабочих мест в счет установленной квоты рассчитывается работодателями самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц.

Среднесписочная численность работников работодателя исчисляется в порядке, определенном Федеральной службой государственной статистики.

Квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, и определяется в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Квота устанавливается работодателям с учетом работающих граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

Кроме того, работодателям из числа органов государственной власти, органов местного самоуправления при установлении квоты в численность работников не включаются работники, замещающие должности, замещение которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа, муниципальными нормативными правовыми актами осуществляется путем избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.

Работодатели, имеющие обособленные подразделения (филиалы и представительства) на территории автономного округа, должны исчислять квоту для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников организаций с учетом обособленных подразделений (филиалов, представительств) и распределять ее между ними пропорционально численности работающих в каждом обособленном подразделении (филиале, представительстве).

Если обособленное подразделение (филиал, представительство) наделено правом заключать трудовые договоры, указанное обособленное подразделение (филиал, представительство) самостоятельно исчисляет квоту для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников обособленного подразделения (филиала, представительства). Расчет квоты производится без учета обособленных подразделений (филиалов, представительств), расположенных в других субъектах Российской Федерации.

При расчете квоты округление дробного числа производится по правилам математического округления, а именно:

  • если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу;
  • если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателями самостоятельно в соответствии с пунктом 14 Порядка в пределах квоты.

Работодателю будут компенсировать оплату медосмотра при трудоустройстве инвалида

Работодатели вправе создавать (выделять) дополнительные рабочие места (в том числе специальные) сверх установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно положениям Порядка в случае невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях в соответствии с заключенными договорами (далее – договор финансирования), подлежащими обязательной регистрации в Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в установленном порядке.

Также Порядком установлены расходы, которые включаются в расчет объема финансирования на содержание рабочего места для трудоустройства инвалида в счет квоты. В расчет объема финансирования на содержание рабочего места для трудоустройства инвалида в счет квоты включаются расходы, состоящие из:

  • фонда оплаты труды (не ниже установленного федеральным законом МРОТ) с применением районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, включая стимулирующие выплаты;
  • оплаты ежегодного основного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;
  • компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
  • оплаты медицинского осмотра;
  • затрат, необходимых для создания, оборудования (оснащения) рабочего места для трудоустройства инвалидов в счет квоты;
  • уплаты налогов и сборов.

В целях недопущения нарушения обязательных требований, предусмотренных Порядком, работодателям необходимо учитывать все указанные расходы при заключении договоров финансирования с работодателями, трудоустраивающими инвалидов в рамках таких договоров.

Распоряжением Департамента от 30.06.2021 № 17-Р-185 утвержден Порядок регистрации договоров финансирования, заключенных работодателями в целях создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях.

Порядок регистрации договоров размещен на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.deptrud.admhmao.ru) в разделе: Занятость инвалидов / Трудоустройство инвалидов в счет квоты по договорам финансирования.

В соответствии с Порядком регистрации договоров работодатели, подлежащие квотированию и заключившие договоры финансирования, направляют такие договоры в Департамент для их регистрации.

При трудоустройстве или увольнении работников работодатели, заключившие договоры финансирования, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за месяцем издания соответствующего приказа, направляют в Департамент информацию по утвержденной форме.

Бланки заявления о регистрации договора финансирования, информации о трудоустройстве инвалидов в рамках договора финансирования размещены на официальном сайте Департамента в разделе: Занятость инвалидов / Трудоустройство инвалидов в счет квоты по договорам финансирования / Типовые формы документов.

Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» (далее – Закон о занятости) и статью 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: введено определение понятия «выполнение квоты».

Согласно статье 13.2 Закона о занятости квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Указанная норма статьи 13.2. вступает в силу с 01.03.2022.

Кто должен подавать сведения о вакансиях через портал «Работа в России»

С 1 января 2022 года все работодатели, у которых средняя списочная численность работников превышает 25 человек, должны публиковать актуальную информацию о вакансиях в единой информационной базе «Работа в России». Такое требование касается малого и среднего бизнеса, юридических лиц, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования. Требование распространяется также на вновь созданные, в том числе методом реорганизации, предприятия, если среднесписочная численность работников превышает 25 человек. Теперь портал «Работа в России» приобретает статус единой цифровой платформы в сфере занятости. Она будет использоваться в качестве основного канала по предоставлению вакансий для тех работодателей, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек. Раньше сведения о вакансиях подавались на бумаге или через разные общефедеральные порталы. В информационный блок работодатели должны включить следующие сведения: о потребности в сотрудниках; об условиях привлечения работников; о наличии вакантных должностей и свободных рабочих мест. Работодатели обязаны гарантировать актуальность, полноту и достоверность представленных сведений.

Справка

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается работодателям со среднесписочной численностью, используемой для исчисления квоты для приема на работу инвалидов:

  • от 101 до 500 человек – одно специальное рабочее место;
  • от 501 до 1 000 человек – два специальных рабочих места;
  • от 1 001 до 5 000 человек – три специальных рабочих места;
  • более 5 001 человека – четыре специальных рабочих места.

Светлана СЕРДЮК, ведущий инспектор