Международное и российское законодательство в области обеспечения прав инвалидов

Основы развития нормативной правовой базы в области обеспечения прав инвалидов в нашей стране заложены Конституцией РФ.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, что означает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Начиная с 1990-х гг. права инвалидов и вопросы их реабилитации находят отражение в указах Президента РФ, в частности: от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», от 1 июля 1996 г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов».

В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в котором впервые в отечественном законодательстве приоритетным направлением социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация. Это качественно новый законодательный акт, который охватывает все основные аспекты инвалидности, своеобразная программа социальной защиты инвалидов, теоретическая база для развития правового института социальной защиты. За эти годы он претерпел многочисленные изменения и дополнения, но в своих концептуальных основах остается актуальным.

Своей целью данный Закон ставит обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, т.е. речь идет об установлении специальных прав для инвалидов для того, чтобы они могли стать полноценными членами общества.

Принципиально новым здесь стало понятие «инвалид». Последний рассматривается как лицо, имеющее ограничение жизнедеятельности (полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью), а не только трудоспособности, как было раньше.

Рассматриваемым Законом вводится понятие «социальная защита инвалидов», в содержание которого входит система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации), ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Во исполнение указанного Закона РФ в 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ).

В настоящее время при проведении МСЭ специалисты используют классификацию и критерии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (с изменениями от 5 июля 2016 года)». Правила признания лица инвалидом установлены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» с ежегодными изменениями.

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (с изм. от 10 сентября 2014 г., редакция, действ, с 1 января 2015 г.) утвержден новый федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Таким образом, проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество стало одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Потенциальные возможности и способности инвалидов могут быть реально востребованы и реализованы только при условии формирования и развития социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, обеспечивающей инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социально-бытовой и производственной принадлежности, транспорта, связи и информации.

Реализация доступности объектов среды для инвалидов осуществляется в основном на региональном и муниципальном уровнях. К настоящему времени создана необходимая нормативная правовая база, в основе которой Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других актов.

Следует отметить, что разработано необходимое нор-мативно- техническое обеспечение, включающее более 30 нормативно-технических документов (норм, правил, стандартов и т.п.). Однако для решения данной проблемы требуется создание специальной индустрии и значительные финансовые средства.

Законы, принятые в последние годы, развивают и конкретизируют положения Конституции РФ и, несомненно, являются шагом вперед в развитии социального законодательства.

В них приводятся необходимые определения. Лица, нуждающиеся в том или ином виде социальной защиты, более не объекты, а субъекты законодательного регулирования в данной сфере. Определяются права и обязанности субъектов правоотношений в сфере социальной защиты, в том числе и государства, в лице государственных органов и должностных лиц, а также органов местного самоуправления; предпринята попытка определить правовое положение социальных работников; предусматривается деятельность негосударственных служб социальной защиты.

Важными вехами гуманитарного мирового развития стали международные документы, прежде всего Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 37/52 от 3 декабря 1982 г.).

В этой программе подчеркивалось право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением.

Руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека и отмечая важность многочисленных проблем людей с ограничениями жизнедеятельности, в целях совершенствования социальной защиты данной категории населения 12 апреля 1996 г. Россия подписала Международное соглашение со странами — членами ВОЗ о сотрудничестве в рассматриваемой области, а в мае 2012 г. ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (подписана 24 сентября 2008 г.).

Проблема инвалидности и реабилитации в современных условиях не может рассматриваться без учета имеющихся нормативно-правовых документов мирового сообщества.

К основополагающим из них следует отнести Всемирную декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларацию социального прогресса и развития 1969 г., Декларацию о правах инвалидов 1971 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., Конвенцию и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1993 г., Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 61/106 от 13 декабря 2006 г.).

Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г., закрепляет право инвалидов на разнообразные виды лечения и помощи, реализация которых позволит им максимально проявить свои возможности и способности и ускорит процесс их социальной интеграции и реинтеграции.

Следует отметить, что с 1983 по 1992 г. проводилось Международное десятилетие инвалидов ООН, а 3 декабря установлен как Международный день инвалидов.

Важным инструментом в обеспечении прав инвалидов на международном и российском уровне становится «Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья» (далее — МКФ), новая редакция которой утверждена Всемирной ассамблеей здравоохранения 22 мая 2001 г.

МКФ — это многоцелевая классификация, разработанная для использования в различных областях.

В принятой ранее МКБ-10 изменения здоровья (болезнь, расстройство, травма и т.п.) представлены в виде признаков и симптомов с этиологических позиций и выражаются диагнозом, т.е. определяют болезнь.

Указанная классификация не позволяла учитывать социальный характер ограничений жизнедеятельности и функционирования.

В МКФ диагноз дополняется информацией о функционировании организма (состоянии функций органов и систем), влиянии личностного фактора и факторов контекста, имеющего значение для практической реабилитации в виду того, что позволяет выявить весь комплекс причин различного уровня, которые приводят к ограничению жизнедеятельности индивидуума.

Показатели ограничения жизнедеятельности, связанные с состоянием функционирования органов и систем, позволяют представить картину социальной зависимости индивида с учетом его возможностей взаимодействия с обществом на биологическом (организменном) уровне. Этому способствуют также показатели комплексного, всестороннего изучения факторов среды обитания (природный мир и мир искусственно созданный), дополнительно выявляющие «факторы риска» — детерминанты социального благополучия или неблагополучия, приводящие к ограничению жизнедеятельности.

«Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья» является одной из важных социальных классификаций, принятых в ООН. Она позволяет реализовывать стандартные правила по созданию равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности, использовать ее при организации и проведении реабилитационных мероприятий, социальной защиты у различных категорий населения в разнообразных областях и сферах профессиональной деятельности (медицина, социальная политика, законодательство, гигиена, социальная защита, социальная работа, трудоустройство, образование и др.).