Системы Айтрекинга (Eye Tracking) для людей с ДЦП и ОВЗ, как помощь в осуществление невозможного

Новости

Технология Eye-traker вносит колоссальные изменения в жизни людей с ограниченными возможностями, полностью обездвиженный человек приобретает возможность общаться, давайте рассмотрим более подробнее.

Дети с легкими формами ДЦП часто могут обучаться в общеобразовательном классе при минимальном вмешательстве. Для детей, которые пострадали сильнее, вспомогательные технологии могут помочь закрыть этот пробел в образовании. Есть люди с ограниченными возможностями здоровья парализованные из-за различных причин. 

Eye-traker (ай-трекер) (букв. «отслеживатель глаза» (англ.)) – небольшой прибор, позволяющий определить направление взгляда человека на исследуемую поверхность. Подобные технологии давно применяются в коммерческих целях. С их помощью можно, например, определить, куда на витрине или на полке магазина покупатели смотрят в первую очередь, или в каком порядке они скользят взглядом по странице сайта. Дальше на притягивающей взгляды полке будет выложен самый дорогой товар, а на самое часто просматриваемое место на сайте поставят рекламный баннер.

Как работает Eye-traker

Небольшой прибор с трёх точек отслеживает направление взгляда на планшет (наблюдение с нескольких точек позволяет отследить направление взгляда, даже если у человека косоглазие, зрачок не полностью подвижен, либо если человек в очках). Планшет настроен так, что задержка взгляда в одной точке (например, на полторы секунды) воспринимается программой как клик.

Если на экран при этом поместить хотя бы две клавиши «Да» и «Нет», полностью обездвиженный человек приобретает возможность общаться.

Небольшая проблема состоит в том, что управлению взглядом надо учиться примерно так же, как мы учимся управлять руками при печати. Специально для ай-трекера существует ряд обучающих программ-игрушек. Самые простые из них интуитивно понятны и пригодны для детей, окружение которых говорит на любом языке.

Например, посмотрел внимательно на предмет на экране – и в него прилетает торт! Ученику смешно, он и не заметил, как научился концентрировать взгляд. Дальше сложнее – нужно, например, взглядом перетащить орехи в корзинку. (Заодно пациент учится «вести» предмет глазами). Расстрелял взглядом драконов – научился фокусировать взгляд на предмете на нужное время (нажимать «клик»).

Человек, запертый в собственном теле, – это всегда неожиданность, насколько сохранен его интеллект, невозможно понять без специальной техники.

Понятно, что сохранный интеллект и сформированная внутренняя речь могут обнаружиться совершенно не у всех пациентов. Но положительная динамика от занятий с ай-трекером возможна практически у любого ребёнка. Например, те же цвета гораздо интереснее учить не теоретически, а раскрашивая картинки; ребёнок со спастикой в руках сможет это сделать только взглядом.

Иногда после начала использования ай-трекера выяснялось, что пациент с тяжёлым ДЦП не только всё понимает, но даже умеет читать, свободно пользуется интернет- поисковиками и социальными сетями. Так это произошло, например, с немецким мальчиком Патриком.

Человеку же после аварии или с БАС, у которого внутренняя речь сформирована, ай-трекер моментально возвращает возможность коммуникации. Небольшой курс наведения взгляда – и вы вернули себе возможность выражать свою волю, печатать взглядом, а значит, – с помощью преобразователя речи – говорить.

Развитие и образование детей с тяжелыми формами паралича с помощью Eye-traker

Так как люди с тяжелыми формами церебрального паралича ограничены с самого рождения, многие из них не имеют шансов овладеть навыками речи, чтения или письма, и они не имеют никакого опыта, который помог бы им справиться с трудностями повседневной жизни.

В ходе регулярных занятий с использованием технологии айтрекинга дети с ДЦП овладевают основами письменной речи, образного и логического мышления, эффективного взаимодействия друг с другом, с преподавателями, родителями и любыми другими людьми. Данное оборудование значительно облегчает работу педагогов, которые с его помощью могут правильно определить, какими склонностями обладает ребёнок, и своевременно скорректировать учебный процесс при возникновении тех или иных трудностей. По сути, технология айтрекинга становится волшебным ключиком к максимально полноценному развитию особенного ребёнка, существенно расширяющему его возможности. При этом важно понимать, что от способности коммуницировать с другими членами общества и усваивать новые знания во многом зависит не только уровень образованности человека, но и все перспективы его профессионального становления, которое при овладении навыками работы с компьютером в наш цифровой век вполне реально даже для инвалида.

В видео показаны две принципиально разных методики обучения детей с ДЦП при помощи Eye Tracking

Кому ещё может помочь айтрекинг?

ДЦП – это не единственный диагноз, в преодолении которого помогает технология айтрекинга. Широко известен тот факт, что именно благодаря данной системе, довольно успешно работал физик с мировым именем Стивен Хокинг. Страдал учёный боковым амиотрофическим склерозом, также приводящим к множественным поражениям организма. Фактически технология айтрекинга жизненно необходима всем тем, у кого наблюдаются серьёзные ограничения способности двигаться и говорить. В практике специалистов-реабилитологов, работающих с данным оборудованием, нередко встречались случаи, когда оно значительно повышало качество реабилитации лиц с диагнозом аутизм и различными формами дислексии, вызванной инсультом и другими патологиями. Независимо от того, какая фраза стоит в истории болезни пациента, если ему нужна помощь в налаживании коммуникации с окружающими альтернативными средствами, айтрекинг – на сегодняшний день, пожалуй, самая эффективная возможность реализации этого. Именно благодаря ему, буквально одним движением глаз мир вокруг можно сделать другим, что становится особенно ценным при отсутствии иных способов, открывая поистине безграничные горизонты.