Психолог Минченко рассказала о правилах этикета в общении с людьми, имеющими ограничения по здоровью

Новости

5 мая отмечают Международный день борьбы за права инвалидов. Отметим, что многие попадали в сложную ситуацию, когда общаться приходиться с человеком, который отличается от тебя. Как с ним говорить и вести себя, чтобы не обидеть, не попасть в неловкую ситуацию. Психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Ирина Минченко рассказала читателям "РГ", как правильно школьникам и взрослым общаться с людьми, имеющими инвалидность.

  1. При взаимодействии с человеком, имеющим ограниченные возможности здоровья, нужно соблюдать общепризнанные нравственные принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, конфиденциальность, невмешательство в личную жизнь.
  2. При разговоре с таким человеком нужно обращаться к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, который присутствует при разговоре. Все свои вопросы и предложения лучше адресовать непосредственно этому человеку. При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. Даже те, кому трудно двигаться, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую).
  3. При встрече с ребенком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно представиться всем присутствующим. Если вы лидер компании, вам нужно сказать свое имя и имена ваших спутников. Во время общения не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите (даже если ненадолго).
  4. Прежде, чем помогать, следует сначала предложить помощь, дождаться, пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать. Если что-то непонятно, не стесняйтесь переспрашивать.
  5. Обращайтесь к детям с инвалидностью по имени и на "ты", а к подросткам и старше - как ко взрослым, то есть по имени и отчеству, на "вы".
  6. Опираться или виснуть на чей‑то инвалидной коляске - это то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе. Следует всегда спрашивать разрешения, прежде чем трогать коляску.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него.
  8. Говоря с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши с ним глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте его по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Многие слабослышащие люди умеют читать по губам, поэтому при беседе расположитесь так, чтобы ему было вас хорошо видно. Однако помните, что необходимо уважать личные границы собеседника. Перед началом разговора лучше убедиться, что человек с инвалидностью вообще хочет общаться.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: "Увидимся" или "Вы слышали об этом…?" тому, кто не может видеть или слышать. Передавая что‑либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: "Пощупай это" - используйте обычные фразы вроде: "Посмотри на это". Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

Помните: научившись правильно общаться с окружающими людьми, мы не только делаем их мир дружелюбным и счастливым, но и расширяем собственные горизонты общения.