Педагог, родитель и новатор: как мама мальчика с ДЦП помогает совершенствовать процесс реабилитации для детей

В Комплексном реабилитационно-образовательном центре (КРОЦ), подведомственном столичному Департаменту труда и соцзащиты, учатся и проходят курсы реабилитации дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Светлана Гребенчукова работает в учреждении уже много лет, здесь учился ее сын Егор, который родился с диагнозом «детский церебральный паралич». Судьба этой женщины во многом уникальна: она не только научилась быть незаменимой поддержкой для собственного сына, но и на протяжении 15 лет помогает другим ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата учиться жить.

Светлана с детства хотела быть учителем. Ей нравилось объяснять, рассказывать, общаться с детьми. Но когда у нее родился ребенок с диагнозом ДЦП, женщина поняла, что базовых знаний для нее недостаточно. Как научить сына говорить, читать, писать? Егору требовался особенный подход, для которого было нужно приложить дополнительные усилия.

И тогда пришлось учиться заново. Светлана окончила педагогический институт им. М. И. Шолохова и стала логопедом, а после устроилась в Комплексный реабилитационно-образовательный центр, где сегодня продолжает работать учителем в подразделении «Марьино».

«Работая в центре, я многое поняла и многому научилась. То, чем я занимаюсь, – это не работа, а то дело, которое я люблю и считаю своим призванием», – делится Светлана.

Реабилитационный и образовательный процессы постоянно меняются. Иногда это действительно масштабные перемены: с развитием технологий в КРОЦ начало использоваться все больше и больше современных методик. Несмотря на то, что в этом учреждении всегда были условия для реабилитации и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сотрудники центра постоянно занимаются саморазвитием и совершенствуют свою работу.

Специалисты КРОЦ применяют в своей работе интерактивные ресурсы библиотеки Московской электронной школы (МЭШ), где для урока всегда можно подобрать доступный и понятный материал. Однако разработанных материалов по адаптивным образовательным программам не так много, поэтому педагоги-дефектологи центра активно включились в работу по наполнению банка материалов в этой части.

Светлана Гребенчукова одной из первых стала автором интерактивных материалов, а на сегодняшний момент ею разработано более 40 сценариев уроков для детей с ОВЗ. Материалы, размещенные на платформе МЭШ, стали востребованы учителями. За вклад в развитие МЭШ Светлана пять раз награждалась грантом Правительства Москвы.

«Каждое занятие, каждая минута, проведенная с детьми, – это момент творчества. Я стараюсь придумывать такие задания и уроки, чтобы ребятам было легче усваивать материал», – поясняет учитель.

Не так давно педагоги КРОЦ решили принять участие в проекте «Занимаемся вместе» для детей с тяжелыми нарушениями в развитии. Специалисты занимались разработкой уроков, которые выполняют не только обучающую функцию, но и помогают ребятам с особенностями развития в социализации.

«Уроки представляют собой интерактивные видеоролики. Дети принимают участие в уроке, повторяя слова, отвечая на вопросы, выполняя простые движения. Одновременно с этим ребята знакомятся с практическими ситуациями, освоение которых очень важно для детей с ОВЗ: мытье рук, уборка дома, уход за цветами и так далее, и к каждому ролику прилагается рабочий лист для закрепления полученных знаний. На данный момент мы с коллегами создали больше 25 видеороликов: они размещены на портале городского методического центра, на платформе МЭШ и уже активно используются дефектологами. Перед нами, кроме образовательных задач, особенно остро встала задача помочь ребенку интегрироваться в общество», – рассказывает Светлана.

Именно такой подход, в котором задействованы как люди, увлеченные своим делом, так и последние технологии, позволяет постоянно совершенствовать процесс реабилитации и делать наш город более приспособленным для детей с ОВЗ. 

Новости