Существуют специальные "коррекционные" школы, для детей с ограниченными возможностями здоровья или с отклонениями в развитии, когда их обучение в обычной общеобразовательной школе затруднительно или невозможно.
Но оказывается, эти школы различаются по видам.
Рекомендации по поводу выбора школы даёт ПМПК (психолого-медико-педагогическая-комиссия). Они обследуют ребёнка и дают рекомендации по поводу школы. Они только рекомендуют, а последний выбор остаётся за родителями. Но в реальности, обычно родители отдают детей учиться туда, куда рекомендовала комиссия ПМПК.
Существуют много диагнозов и ограниченных возможностей организма, на основании которых можно подобрать тот или иной вид коррекционной школы для ребёнка. Они имеют аббревиатуру, не всегда понятную родителям.
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья
ЗПРР - задержка психо-речевого развития
ЗПР - задержка психического развития
ЗРР - задержка речевого развития
ОНР - общее недоразвитие речи
УО - умственная отсталость
ММД - минимальная мозговая дисфункция
РДА - ранний детский аутизм
СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью
ДЦП - детский церебральный паралич
ОДА - опорно-двигательный аппарат
ПОДА - поражение опорно-двигательного аппарата
Вот что обозначают виды коррекционных школ, начиная с I (1) и по VIII (8).
1 - для глухих детей
В школах I (1 вида) обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие.
Главное направление школы - исправление произношения, социально-бытовые навыки.
2 - для слабослышащих и позднооглохших
В школах II (2 вида) вида учатся дети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь.
Главное направление школы - активная речевая практика для воспитанников путём создания слухо-речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры.
3 - для незрячих детей
Школы III (3 вида) - для слепых детей.
4 - для слабовидящих детей
Школы IV (4 вида) - для слабовидящих детей.
5 - для детей с тяжелыми нарушениями речи
Школы V (5 вида) - для учеников с нарушениями речи, в частности детей с заиканием.
6 - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Школы VI (6 вида)- для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Основной диагноз таких учащихся - различные формы детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговые и черепно-мозговые травмы.
7 - для детей с задержкой психического развития
Школы VII (7 вида) для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти. внимания, эмоциональная неустойчивость.
Главное направление школы - в процессе занятий активизировать познавательную деятельность, формирование навыков и умений учебной деятельности.
8 - для детей с умственной отсталостью
Школы VIII (8 вида) для обучения умственно отсталых детей.
Главное направление школы - научить детей считать, писать, читать и ориентироваться в социально-бытовых условиях.
Обучающиеся школ 8 вида получают лишь справку о том, что прослушали школьную программу.
А если у ребёнка сразу несколько диагнозов, дцп и зпр, то выбор вида школы будет зависеть от основного диагноза, по которому, например, у ребёнка инвалидность.