Инклюзивная модель образования - это одна из самых эффективных форм обучения детей с ОВЗ, зарекомендовавшая себя во всем мире. Обо всех тонкостях инклюзивного образования в России рассказали в статье.
Инклюзивное образование: понятие
Конституция и Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» дают каждому гражданину России право на образование. Законодатели не уточняют, какие из граждан имеют такое право. Это значит, что действует принцип равноправия: любой человек, вне зависимости от расы, пола, гражданства, религии, физиологических или психологических особенностей может обучаться.
Принцип равноправия получил широкое распространение в последние 10 лет, а в педагогике получила развитие модель инклюзивного образования. Рассмотрим, что это такое.
Инклюзивное образование - это модель обучения, при которой в классе одновременно присутствуют здоровые ученики и дети с особенностями развития или здоровья (дети с ОВЗ).
Инклюзия учит детей с ОВЗ взаимодействовать с окружающим миром и вживаться в социум, а их одноклассников - принимать непохожих на себя людей.
«Инклюзия» переводится с английского как «включенность». То есть дети с особенностями включены в общеобразовательную систему и общую социальную среду. Это обеспечивает равноправие учеников: все посещают обычную школу, обычный класс.
Каких детей относят к учащимся с ОВЗ? Прежде всего, это дети, признанные таковыми по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. Комиссия фиксирует, что у учащегося есть физические или психологические отклонения в развитии и здоровья. Родителям ребенка выдается заключение с указанными в нем рекомендациями по срокам обучения, программе, условиями, в которых может обучаться их сын или дочь.
К категории с ОВЗ относят детей с:
- нарушением опорно-двигательного аппарата;
- нарушением слуха – глухие, слабослышащие, позднооглохшие, имеющие слуховые импланты;
- нарушением зрения – слабовидящие или слепые;
- тяжелым нарушением речи;
- задержкой психического развития (ЗПР);
- расстройством аутистического спектра (РАС);
- тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- интеллектуальными нарушениями.
Однако не стоит путать детей с ОВЗ и учащихся с инвалидностью. Не всегда у детей с ОВЗ есть инвалидность. При этом, у инвалидов не всегда есть показания к специальной программе обучения. Особые условия могут касаться только уроков физкультуры. Например, у детей с врожденным пороком сердца или перенесших операцию и т.п.
Инклюзивное образование призвано решать следующие задачи:
- Адаптировать учебную среду под общие и индивидуальные потребности детей с ОВЗ;
- Обеспечить индивидуальный педагогический подход к особенным детям;
- Выстроить учебный процесс с учетом особенностей детей, но не в ущерб другим детям;
- Объединить учебный процесс и социальную адаптацию детей с ОВЗ;
- Оказывать психолого-педагогическую помощь семьям детей с ОВЗ;
- Вовлечь родителей в процесс образования;
- Обеспечить взаимодействие педагогов, психологов, руководства школы с родителями детей с ОВЗ для решения общих задач;
- Повышать квалификацию учителей, работающих в инклюзивных классах;
- Сформировать толерантное отношение учеников и общества в целом к людям с физиологическими и психологическими особенностями.
Следует отличать инклюзивное образование от остальных видов образования.
В таблице ниже мы показали эти отличия:
Таким образом, инклюзия подразумевает не адаптироваться «особенным» ученикам к требованиям стандартных школ, а реформировать сами школы:
- предусмотреть в образовательных программах облегченный уровень;
- оборудовать здания школ и площадки пандусами и другими приспособлениями для маломобильных групп людей; сделать более гибкими методы обучения и систему оценки знаний.
Основные принципы инклюзивного образования
Чтобы реализовать инклюзию, образовательное учреждение должно соблюдать ключевые идеи. Их называют принципами инклюзивного образования. Всего таких принципов 8:
- Ценность личности не измеряют количеством её способностей. Этот принцип говорит о том, что все люди равны в своих правах.
- Каждый человек имеет право на уважение своего человеческого достоинства. А ребенок заслуживает уважения не за способности, навыки и умения, а потому что от личность. Каждый человек способен чувствовать и думать. Этот принцип устанавливает духовные качества для каждого ребенка, вне зависимости от его физических и умственных особенностей.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Этот принцип говорит о том, что человек - социальное существо. Детей с ОВЗ нельзя изолировать, так как они не представляют опасности для общества. Такие дети должны находиться в классе и получать полноценное общение со сверстниками и другими участниками системы. При этом, остальные дети также не остаются без внимания.
- Все люди нуждаются друг в друге. Этот принцип вытекает из третьего. Ребенок вне социума не может полноценно развиваться, а затем - нормально существовать. Это наглядно демонстрирует феномен детей-Маугли, когда ребенка воспитывали животные в полной изоляции от человеческого общества. Практически все из них не смогли в будущем приспособиться к жизни среди людей.
- Подлинное образование можно реализовать только в условиях, приближенных к реальным. То есть знания, которые получает ребенок, максимально приближены к его естественной среде проживания и к реалиям окружающего мира. Он сможет их легко применять в жизни. Таким образом, ребенок с особенностями не остается в стороне от общества. Этот принцип вывели опытным путем.
- Каждый человек нуждается в дружбе и поддержке со стороны ровесников. Из этого следует, что ребенок, вне зависимости от имеющихся у него заболеваний и недостатков в развитии нуждается в дружбе с другими людьми, а особенно с людьми его возраста. Ему тоже нужны поддержка и понимание, а в большей степени поймут друг друга ровесники. Шестой принцип следует из законов психологии.
- Обучающийся может достичь прогресса в том, что он может делать, чем в том, чего не может. Это принцип особенно важен для детей с особенностями. Не нужно ждать от них успехов в том, что они не могут освоить из-за особенностей развития. Например, ребенок-аутист не сможет показать отличный результат на устных занятиях, в выступлениях перед классом с докладом. Но он сможет легко решить сложную задачу по математике или показать успехи в живописи, прикладном искусстве. Это касается и других детей. Если у ученика нет способностей к спорту, не нужно стараться делать из него спортсмена.
- Разнообразие усиливает развитие человека. Ребенок развивается тогда, когда в его жизни есть разные события. Они заставляют его мыслить нестандартно, принимать непривычные решения, действовать не так, как обычно. Это стимулирует работу мозга, формирует новые навыки и умения. Если ребенка в особенностями изолировать домой, о разнообразии в его жизни речи идти не будет.
Условия инклюзии в школе
Прежде всего учебному учреждению необходимо выявить, какие барьеры не дают организовать обучение детей с инвалидностью. Это могут быть:
- Эмоциональный барьер. Дети с ОВЗ стесняются или боятся сверстников, учителей и других людей. Им неловко в социуме, вне дома. В таком случае необходимо работать с психологом как самому учащемуся, так и его родителям. Также класс может негативно воспринимать непохожего на остальных ученика. Работа с агрессией и буллингом - это совместная работа родителей, учителей и психолога.
- Архитектурный барьер. Здание школы может быть не подготовлено для людей с ограничениями: отсутствие пандусов, подъемных механизмов, нет звукового светофора, надписей. адаптированных для слепых и т.д.
- Финансовый барьер. Нет денег на создание необходимых условий, оборудование школы.
- Кадровый барьер. В школе нет квалифицированных специалистов, способных сопровождать ребенка с ограничениями, оказывать помощь в адаптации. К тому же, не все учителя могут адаптировать образовательную программу под инклюзивную. Для этого необходимо дополнительное обучение, опыт работы с подобными детьми, личные качества, эмоциональный настрой.
- Коммуникативный барьер. Участники процесса не обладают достаточной информацией о такого рода образовательной деятельности, не могут наладить контакт, прийти к единому пониманию.
Если ситуация ясна, удалось выявить и преодолеть барьеры, следует приступать к созданию специальных условий.
Перечень таких условий обучения детей с ОВЗ устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Она же выдает заключение, где прописаны рекомендации по сопровождению специалистами, какая образовательная программа подойдет ребенку, а также форма и условия обучения.
Если по результатам ПМПК учащемуся рекомендовано инклюзивное обучение, а его родители дали соответствующее согласие, школа обязана создать условия для организации такого образовательного процесса.
Бывают ситуации, когда у школы недостаточно ресурсов. Тогда руководство учреждения обязан обратиться к учредителю. Тот в свою очередь должен способствовать организации обучения детей с ограничениями.
В процессе создания специальных условий необходимо обращать внимание на организацию пространства.
Оно должно отвечать санитарным и противопожарным нормам.
Помещение, в котором будет обучаться ребенок-инвалид, должно быть доступно, желательно расположение на 1 этаже, наличие пандуса, расширенного дверного проема (при необходимости). Для детей с нарушениями зрения, передвигающихся на инвалидной коляске, класс должен быть просторным, не загроможден лишней мебелью, расстояние между рядами и партами достаточным, чтобы ребенок с ограниченными возможностями мог свободно перемещаться.
В классе со слабовидящими детьми нельзя часто переставлять мебель. Ребенок запоминает ее расположение и чувствует себя уверенно в пространстве. Также обязательно наличие тактильно-осязательных звуковых ориентиров, которые помогали бы таким детям перемещаться в пространстве.
Также уделяют особое внимание освещению. Не должно быть раздражающего, мерцающего, слишком яркого или тусклого света. Это создает психологический дискомфорт. На окнах обязательны жалюзи, а поверхности стен, пола и других поверхностей не должны бликовать.
Детям с ОВЗ отводят ту часть классной комнаты, из которой им удобнее наблюдать за образовательным процессом, воспринимать материал, слышать или видеть педагога и других учащихся.
Кроме самого класса, для детей создают специальные условия на территории школы. Например, обустраивают отдельный санузел, специальные места в столовой. Для слабовидящих детей окрашивают перила, столбики, скамейки в яркие цвета, устанавливают двери, имеющие только 2 положения: открыто настежь и закрыто.
На пришкольном участке обязательно твердое покрытие для свободного передвижения на инвалидной коляске. Обязательна парковка для автомобилей, перевозящих детей с особенностями.
Система инклюзивного образования
Становление системы уходит корнями в 18 век. Основоположником инклюзивного образования в мире считают немецкого сурдопедагога Самуила Гейнике. Он предложил совместное обучение глухих и здоровых детей. А в 1850 году во Франции благодаря Александру Бланше были открыты в муниципальных школах классы для глухих детей. А слабослышащих зачисляли в обычные классы. Было замечено, что слышащие и глухие хорошо идут друг с другом на контакт.
В 19 веке интерес к подобного рода формам обучения падает и возрождается лишь в начале 20 века в США и скандинавских странах в виде интегрированной модели.
Инклюзивная модель активно появляется в Европе лишь в 90-е годы 20 века. Термин приходит в Россию.
Сейчас самая развитая система данной модели образования в Италии. В массовых школах обучается 90% детей с ОВЗ.
В России первые учебные заведения с такой системой образования начали внедрять в 90-е годы 20 века. Участниками эксперимента стали Москва, Костромская, Самарская, Псковская, Калининградская, Ростовская области, Респ. Чувашия.
Процесс инклюзивного образования охватывает все учебные заведения:
- дошкольные; (детские сады);
- среднего образования (школы),
- профессионального образования (колледжи),
- высшего образования (университеты).
Система включает в себя:
- законодательные нормы, защищающие права детей-инвалидов и предписывающие правила организации процесса;
- участников процесса;
- материально-техническое оснащение образовательных учреждений под нужды детей с ОВЗ;
- специально разработанные учебные курсы для педагогов и других участников процесса, направленные на взаимодействие с инвалидами.
- специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации и обучения детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование на территории РФ урегулировано следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституцией РФ,
- Федеральным законом “Об образовании” от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Конвенцией ООН “О правах инвалидов”, которую Россия подписала в 2008 году. В статье 24 Конвенции говорится том, что в целях реализации права человека на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Участниками инклюзивного образовательного процесса являются все лица, задействованные в обучении и создании условий для детей-инвалидов:
- дети с ограниченными возможностями;
- их родители или законные представители, опекуны; другие учащиеся и их родители;
- учителя-предметники; психологи, дефектологи, логопеды, коррекционные педагоги, тьюторы;
- руководители образовательных учреждений и их заместители, которые разрабатывают положения и программу по инклюзивному обучению;
- непедагогический персонал школы; методические центры, учреждения переподготовки кадров;
- законодатели, правительственный аппарат, ассоциации и сообщества по защите прав инвалидов и детей с ОВЗ.
Все участники должны работать в единой системе, преследовать одинаковые цели, решать единые задачи. Только в таком случае инклюзивное образование станет эффективным и принесет положительный результат.
Организация инклюзивного образования
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ можно организовать двумя путями: открыть специальные классы для учащихся с ОВЗ одной категории или комплектовать классы совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся учащихся.
Инклюзивное обучение в школе организуют с опорой на методические рекомендации, направленные Минобрнауки письмом от 11.03.2016 № ВК-452/07.
Прежде всего необходимо создать психолого-педагогический консилиум. Это обязательное требование для организации специальных условий обучения детей с ОВЗ.
После этого нужно принять в штат профильных специалистов. В штатное расписание вносят изменения и разрабатывают должностные инструкции.
Кого включить в штат:
- учителя-дефектолога, сурдопедагога или тифлопедагога на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
- учителя-логопеда на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
- педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ или на каждые 5-8 учеников с РАС;
- тьютора, ассистента или помощника на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
Количество специалистов определяют на основании пункта 39 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115.
Педагогов, которые будут работать в инклюзивных классах отправляют на курсы повышения квалификации, которые помогут организовать работу с особенными учащимися.
Нагрузку тьютора определяют по рекомендации ПМПК. Так, для детей-аутистов сопровождение тьютора требуется в течение всего времени пребывания ребенка в учебном заведении.
Если в школе много учащихся с единым типом отклонений или заболеваний, в штат можно принять профильных медработников, но предварительно обязательно получить медицинскую лицензию.
Например, на каждые 300 детей с нарушениями зрения принимают в штат врача-офтальмолога, а на каждые 300 детей с нарушениями слуха - врача-отоларинголога.
За работу с особенными детьми учителям и другим специалистам положены компенсационные выплаты.
Если у школы нет возможности расширить штат, заключают договор со сторонними организациями, профильными центрами.
Все работники, которые взаимодействуют с детьми с ОВЗ, должны пройти профпереподготовку или курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по обучению и воспитанию учащихся с ОВЗ и введению ФГОС НОО ОВЗ или ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
Чтобы организовать обучение детей с ОВЗ, нужно грамотно распределить обязанности между специалистами.
Учителя и профильные специалисты разрабатывают образовательные программы, адаптированные под детей с ОВЗ.
Коррекционные педагоги, психологи составляют расписание специальных занятий для детей с особенностями на год или на всю образовательную ступень. Тип занятий определяет психолого-педагогический консилиум с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это могут быть как индивидуальные и групповые формы.
При составлении программы учитывают рекомендованную ребенку форму инклюзии.
Существует несколько форм инклюзивного образования:
- Первого вида - учащиеся полностью включены в образовательный процесс. Такой тип обучения рекомендуют детям: имеющим соматические заболевания, но уровень их психофизического развития соответствует норме, обучающимся по адаптивной программе (дети с ЗПР, нарушениями слуха до 60 Дб, нарушения опорно-двигательного аппарата и т.п.), имеющим незначительную интеллектуальную недостаточность и имеющим тяжелые речевые отклонения.
- Второго типа - частичная и эпизодическая степень включенности в образовательный процесс. Лица с ограниченными возможностями могут по медицинским показаниям обучаться только заочно и дистанционно, но наравне с другими нормально развивающимися учениками. Рекомендуется детям, имеющим сходные с первой группой медицинские показания, но выраженные в более тяжелой форме.
- Третьего типа - с эпизодической включенностью в образовательный процесс. Рекомендована детям с выраженными отклонениями поведения, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Одно из важных условий инклюзивного образования - тьюторство.
Тьютор - это специалист, который помогает ученику с ОВЗ включиться в образовательный процесс. При этом, ребенок не отстает от общеобразовательной программы. Тьютор - это наставник, который активно сотрудничает с учителями, специалистами, родителями и помогает создать для ребенка благополучную среду для успешной учебы.
Существуют разные виды наставничества:
- педагог сопровождения, воспитатель: координирует работу всех специалистов и других участников инклюзивного процесса, показывает окружающим, как нужно относиться к ребенку с особенностями, какую помощь ему оказать и как;
- ассистент - помогает перемещаться ученикам с ОВЗ, оказывает физическое сопровождение;
- специалист сопровождения - обладает специальными знаниями, в области психологии, дефектологии, коррекционной педагогики и т.д. Помогает пережить ребенку адаптацию и проводит специальные занятия, адаптирует задания под особенности ребенка.
Специалистам должны регулярно проводить диагностическую работу с каждым ребенком с ОВЗ. Она включает комплексное обследование. Диагностику проводят учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, социальный педагог или медицинский работник.
Ребенка обязательно обследуют при зачислении в школу, а затем – каждые полгода. Это Необходимо, чтобы оценить эффективность коррекции и обучения (п. 3.3 Примерного положения, утв. распоряжением Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-9.)
Преимущества инклюзивного обучения
Споры вокруг инклюзивного образования продолжаются каждый день. Это нестандартная для России образовательная модель. У нее есть сторонники и противники. Но если рассматривать инклюзию с точки зрения педагогики и психологии, можно выделить явные преимущества:
- Ребенок с особенностями взаимодействует с широким кругом лиц. В том числе, он знакомится с детьми, имеющими особенности развития. Это важный этап социализации. В будущем такому ребенку будет проще найти свое место в обществе, образовать семью, влиться в рабочий коллектив, проявить себя.
- Инклюзия дает возможность чувствовать себя равноправным членом общества. Ученик с ОВЗ получает равные права наряду с другими учащимися. Его не ограничивают в возможности учиться, посещать кружки и секции, если физическая нагрузка не создает угрозы его здоровью. Таким образом, у ребенка формируется здоровая самооценка, это стимулирует его развиваться и достигать успехов в обучении.
- Учащийся получает психологическое, педагогическое, коррекционное сопровождение, которое обеспечивают профильные специалисты. Они должны быть в штате образовательного учреждения. В домашних условиях не все родители могут обеспечить ребенку такую профессиональную поддержку.
- У ребенка развиваются социальные и коммуникативные навыки. Он учится взаимодействовать с обществом через общение со сверстниками, а также с помощью тьюторского сопровождения. Изначально у детей с особенностями не развиты коммуникативные навыки так же, как у здоровых детей. Инклюзия помогает решить эту проблему.
- Дети получают образец для подражания среди сверстников и педагогов, это стимулирует их развитие.
- Есть возможность разбить учебный план и увеличить время обучения на треть. Благодаря такому подходу ребенок осваивает учебную программу в приемлемом для него темпе. Он может совмещать учебу и реабилитацию, лечебно-оздоровительные процедуры.
- Педагоги максимально включены в процесс, их деятельность направлена на взаимодействие детей с ОВЗ с остальным классом. Таким образом, обучение становится эффективней для всех учащихся.
Безусловно, кроме преимуществ, у данной формы обучения есть и недостатки. Их необходимо взвесить и обдумать перед тем, как внедрять в школе инклюзию:
- ученик может стать объектом агрессии и насмешек среди других детей;
- может усугубиться эмоциональное и социальное неблагополучие ребенка;
- инклюзия иногда формирует и усиливает переживания учеников с ОВЗ по поводу их отличий от других детей;
- формируется протестное или провокационное поведение; адаптация вызывает стресс, который снижает познавательную активность;
- возникает регресс в развитии, частые респираторные, вирусные, соматические заболевания из-за психо-эмоционального дискомфорта;
- учитель может не справиться с разноуровневой программой либо из-за своей некомпетентности выбирает единую программу для всего класса. Если уровень высокий, ученики с ОВЗ отстают в развитии, если уровень слишком простой, ученики со средними и высокими способностями не получают необходимого развития;
- формирование негативного отношения к особенным учащимся со стороны родителей. Это создает негативную обстановку в сообществе родителей и как следствие - разобщенность между родителями и школой;
- у ребенка может сформироваться негативное отношение к школе и процессу обучения в целом, а также к социуму, окружающим людям;
- из-за устойчивого стресса у ученика с ОВЗ могут возникнуть депрессия, суицидальные мысли, обостриться психиатрические заболевания. Это может привести к негативным последствиям как для самого учащегося, так и для окружающих.
Инклюзивная модель образования имеет все же больше плюсов, чем минусов. Отрицательные моменты возникают исключительно тогда, когда школа не соблюдает основных принципов в выстраивании образовательной модели, либо данные принципы соблюдают не все участники системы.
Проблема внедрения инклюзивной системы
В процессе развития инклюзивной системы образования в России возникает перечень проблем.
Для большинства образовательных учреждений понятие инклюзии не актуально. Это приводит к тому, что учреждения не справляются с возрастающим спросом населения на специальные образовательные программы. Поэтому многие школы имеют риск уйти в сторону коррекционного образовательного учреждения.
Также проблемой является непроработанность нормативных документов на уровне образовательных программ и на уровне финансового, юридического обеспечения образовательного процесса. Особенно эта непроработанность заметна при переходе из системы в систему, с одного уровня образования на другой. Каждая образовательная ступень существует как бы автономно.
- Образовательная система России предъявляет высокие академические требования к учащимся. Это создает трудности при адаптации программы средней школы к нуждам ребенка с особенностями в развитии. Это и не дает внедрять в Российские школы зарубежный опыт. Например, основное базовое образование в Англии, больше ориентировано на практическое познание мира. В результате - у англичан имеет высокий статус профессиональная подготовка в колледжах.
- В России родители ориентируют детей исключительно на обучение в ВУЗах, хотя по результатам исследования, академичность программы по силам лишь 15–20% учеников. Остальные учащиеся испытывают стресс от непосильных нагрузок, а получив профессию, не работают по ней.
- Развитие инклюзии в России напрямую зависит от финансирования. На пребывание ребенка в спецшколе выделяется в 3 раза больше средств, чем на пребывание того же ребенка в обычной школе. В результате школам с инклюзивной системой образования не хватает денег на содержание штата коррекционных специалистов и тьюторов.
- Высшая школа не уделяет должного внимания подготовке кадров, которые могли бы работать по интегрированной программе. При подготовке учителей для средних школ необходимо вводить дисциплины, способствующие пониманию различных уровней готовности детей к обучению.
- Слабо налажено взаимодействие специалистов из коррекционных школ и обычных учителей. А это могло бы привести к лучшему пониманию проблем отклоняющегося развития у детей.
- Обычные методисты не обладают необходимым опытом и знаниями для подготовке методического сопровождения в процессе инклюзивного образования. Поэтому необходимо привлекать специалистов из профильных психологических и реабилитационных центров для методического сопровождения учителей СОШ.
- В средней школе проблемы организации инклюзивного образования обостряются и усложняются с каждым годом. Это связано с ужесточением требований к образовательным программам и их результатам.
Что поможет решению существующих проблем:
- поддержать на уровне государственной политики и национальных проектов развитие системы инклюзивного образования как одного из приоритетных направлений системы образования в России;
- включить в конкурсы социальной рекламы номинации для принятия в обществе идей инклюзии;
- предложить Минобрнауки РФ усовершенствовать систему подготовки и переподготовки педагогов с учетом потребностей инклюзивного образования, обеспечить разработку научно-методического сопровождения в этой области;
- создать координационный межведомственный совет поддержки инклюзивного образования.
Список литературы:
- Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Ахметова Д.З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А. и др. / Ахметова Д. З. — Казань: Познание, 2013
- Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. — Волгоград: Учитель, 2014.
- Михальчи Е.В. Инклюзивное образование. — Москва: Юрайт, 2021 Фуряева Т. В. Модели инклюзивного образования. — Москва: Юрайт, 2022.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Староверова М.С. — Москва: Владос, 2019