В Российской Государственной Думе наметилось новое направление в образовательной политике, которое может кардинальным образом изменить подход к итоговой аттестации школьников. Группа депутатов под предводительством Ярослава Нилова представила законопроект, предлагающий ученикам самим выбирать форму сдачи выпускных экзаменов: Единый государственный экзамен (ЕГЭ) или выпускные экзамены в других формах. Инициатива нацелена на снижение психологического напряжения среди школьников и может в корне изменить образовательную систему страны.
Законодатели связывают необходимость введения данной альтернативы с ростом числа суицидов среди подростков в период ЕГЭ, обращая особое внимание на печальную статистику прошедшего года. Трагические случаи, зарегистрированные в различных регионах, подчеркивают остроту проблемы перегрузок и стрессов, характерных для текущей системы сдачи единого госэкзамена.
Кроме того, анализ социальных последствий проведения ЕГЭ подтверждает значительное увеличение расходов российских семей на услуги репетиторов и покупку успокоительных препаратов. Данные факторы вместе с частыми изменениями правил в осуществлении ЕГЭ дополнительно усугубляют ситуацию, становясь причиной серьезных переживаний как у учащихся, так и их родителей.
Предлагаемый законопроект, в случае его одобрения, начнет действовать с 1 января 2025 года и, по мнению его разработчиков, откроет дорогу к формированию более сбалансированной образовательной системы. Предоставление выбора между различными формами сдачи выпускного экзамена позволит не только снизить уровень стресса среди школьников, но и обеспечит более эффективный отбор кандидатов на вступительные экзамены в высшие учебные заведения. В долгосрочной перспективе ожидается, что такой подход приведет к увеличению числа высококвалифицированных специалистов, что крайне важно для экономического и социального развития страны.
Напомним, система ЕГЭ была введена в России в 2009 году как единая форма выпускного и вступительного экзамена. С тех пор эта система неоднократно подвергалась критике, что стало причиной многочисленных обсуждений и предложений по ее модификации или отмене. По всей видимости, текущий законопроект станет очередным шагом на пути к оптимизации процесса оценки знаний и умений российских школьников.