Что такое бытовая реабилитация детей-инвалидов?

Бытовая реабилитация детей-инвалидов представляет собой обучению ребенка с инвалидностью к навыкам личной гигиены, самообслуживанию ( в том числе с помощью технических средств реабилитации) и деятельности в быту, взаимодействия с окружающими, адаптации к новым условиям и т.д. с учетом особенностей и потребностей.

В рамках медицинской модели реабилитации инвалидов социально-бытовая адаптация - это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде (ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов.). С учетом содержания данного понятия, на наш взгляд, речь идет преимущественно о бытовой адаптации инвалида. При этом для понимания всей сложности социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, детей в образовательных организациях, такой подход представляется неоправданно узким и понятие социально-бытовой адаптации требует более широкого рассмотрения.

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов представляет собой многоаспектный процесс, который заключается в приобретении и присвоении социального опыта.

Основными направлениями социально-бытовой адаптации являются:

  • - последовательное формирование и развитие социальных 
  • компетенций и навыков социального взаимодействия.
  • - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и 
  • ограничениях, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • - создание специальных условий для пребывания в образовательной 
  • организации ребенка-инвалида;
  • - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в 
  • повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • - дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.

Организация работы по социально-бытовой адаптации осуществляется с учетом общепедагогических и специальных принципов организации образования.

Рассмотрим их.

Принцип педагогического оптимизма

Принцип педагогического оптимизма опирается на современные представления об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ и детей-инвалидов, достижения современной науки и практики в области обучения и воспитания.

Он основывается на позитивном взгляде на любое, даже малейшее достижение ребенка в плане социально-бытовой адаптации. Принцип педагогического оптимизма позволяет организовывать работу по формированию социально-бытовых умений и навыков у детей-инвалидов, основываясь не только на имеющемся в настоящее время актуальном уровне развития, но и учитывая потенциальные возможности ребенка.

Методологическую основу для разработки данного принципа составляет учение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности

В плане социально-бытовой адаптации данные принцип предусматривает как учет и опору на сохранные анализаторы, функции и системы организма взамен утраченных, так и применение вспомогательных устройств, специальное оборудование пространства, особую организацию образовательного процесса при организации работы по социально-бытовой адаптации.

Принцип социально-адаптирующей направленности

Принцип социально-адаптирующей направленности предусматривает формирование социальных компетенций детей в ходе всего образовательного процесса, содержанием его стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса, который должен предусматривать минимизацию «социального выпадения», посредством участия в жизни социума, воспитания норм поведения и жизнедеятельности, принятых в обществе, выработке гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков, формирования психологической готовности к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

В соответствии с этим работа по формированию социально-бытовой компетентности детей должна пронизывать всю образовательную, воспитательную, коррекционную деятельность.

Принцип социально-адаптирующей направленности предполагает такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у ребенка социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой жизни современного человека, пробуждению и закреплению у него способности и мотивации к самореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свои поступки и деятельность.

Принцип активного включения в процесс социально-бытовой адаптации всех ее участников

Предполагает создание условий, при которых в рамках тесного взаимодействия и сотрудничества детей, педагогов и родителей происходит раскрытие потенциала каждого ребенка.

Принцип вариативности

Предполагает создание вариативной развивающей среды, включающей как применение разнообразных вспомогательных средств, способствующих социально-бытовой адаптации, так и созданий условий для обогащения социального опыта в ходе общения с разными людьми, осуществления различных видов деятельности. Непременных условием при этом является расширение границ микро пространства ребенка за счет развития интеграционных связей с другими организациями и развития форм сетевого взаимодействия.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей

Семья является первым институтом социализации ребенка. Именно в ней ребенок приобретает первый опыт социальных контактов, усваивает гигиенические, бытовые навыки и т.д. Ресурс семейного воспитания необходимо учитывать и при организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях. Принцип партнерского взаимодействия с семьей предполагает создание условий, при которых родители будут включены в процесс социально-бытовой адаптации в образовательной организации.

Принцип деятельностного подхода

Данный принцип базируется на понимании того, что осуществление деятельности позволяет личности выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности.

С учетом этого содержание, формы и методы социально-бытовой адаптации с детей-инвалидов должны предусматривать активное овладение социальными компетенциями в ходе различных видов деятельности.

Практическая деятельность оказывается важнейшим, часто основным путем познания детьми-инвалидами окружающей жизни, средством компенсации утраченных или нарушенных физических или психических структур.

Важное значение в процессе социально-бытовой адаптации имеет и учет принципа доступности, который предусматривает поступательный характер педагогического процесса. Данный принцип означает, что работа по формированию социально-бытовых компетенций детей должна вестись на уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития ребенка» и предусматривать «посильную трудность» для детей.

Данный принцип требует осуществления постоянного мониторинга возможностей и достижений детей.

Принципы индивидуального и дифференцированного подхода предусматривают учет психофизических особенностей детей.

Дифференцированный подход предполагает выбор в соответствии с особенностями детей форм, средств и методов работы по социально-бытовой адаптации. Принцип индивидуального подхода нацелен на максимальную конкретизацию работы по социально-бытовой адаптации с каждым конкретным ребенком с учетом его индивидуально-типологических особенностей.

При этом важно помнить, что данные принципы не предполагают пассивное приспособление к особенностям детей, а нацелены на учет психофизических черт, уровня достижений с целью реализации личностного потенциала ребенка в индивидуальных и групповых формах работы.