Бытовая реабилитация детей-инвалидов представляет собой обучению ребенка с инвалидностью к навыкам личной гигиены, самообслуживанию ( в том числе с помощью технических средств реабилитации) и деятельности в быту, взаимодействия с окружающими, адаптации к новым условиям и т.д. с учетом особенностей и потребностей.
В рамках медицинской модели реабилитации инвалидов социально-бытовая адаптация - это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде (ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов.). С учетом содержания данного понятия, на наш взгляд, речь идет преимущественно о бытовой адаптации инвалида. При этом для понимания всей сложности социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, детей в образовательных организациях, такой подход представляется неоправданно узким и понятие социально-бытовой адаптации требует более широкого рассмотрения.
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов представляет собой многоаспектный процесс, который заключается в приобретении и присвоении социального опыта.
Основными направлениями социально-бытовой адаптации являются:
- - последовательное формирование и развитие социальных
- компетенций и навыков социального взаимодействия.
- - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
- ограничениях, своих нуждах и правах в организации обучения;
- - создание специальных условий для пребывания в образовательной
- организации ребенка-инвалида;
- - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
- повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- - дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.
Организация работы по социально-бытовой адаптации осуществляется с учетом общепедагогических и специальных принципов организации образования.
Рассмотрим их.
Принцип педагогического оптимизма
Принцип педагогического оптимизма опирается на современные представления об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ и детей-инвалидов, достижения современной науки и практики в области обучения и воспитания.
Он основывается на позитивном взгляде на любое, даже малейшее достижение ребенка в плане социально-бытовой адаптации. Принцип педагогического оптимизма позволяет организовывать работу по формированию социально-бытовых умений и навыков у детей-инвалидов, основываясь не только на имеющемся в настоящее время актуальном уровне развития, но и учитывая потенциальные возможности ребенка.
Методологическую основу для разработки данного принципа составляет учение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности
В плане социально-бытовой адаптации данные принцип предусматривает как учет и опору на сохранные анализаторы, функции и системы организма взамен утраченных, так и применение вспомогательных устройств, специальное оборудование пространства, особую организацию образовательного процесса при организации работы по социально-бытовой адаптации.
Принцип социально-адаптирующей направленности
Принцип социально-адаптирующей направленности предусматривает формирование социальных компетенций детей в ходе всего образовательного процесса, содержанием его стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса, который должен предусматривать минимизацию «социального выпадения», посредством участия в жизни социума, воспитания норм поведения и жизнедеятельности, принятых в обществе, выработке гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков, формирования психологической готовности к жизни в окружающей человека социокультурной среде.
В соответствии с этим работа по формированию социально-бытовой компетентности детей должна пронизывать всю образовательную, воспитательную, коррекционную деятельность.
Принцип социально-адаптирующей направленности предполагает такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у ребенка социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой жизни современного человека, пробуждению и закреплению у него способности и мотивации к самореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свои поступки и деятельность.
Принцип активного включения в процесс социально-бытовой адаптации всех ее участников
Предполагает создание условий, при которых в рамках тесного взаимодействия и сотрудничества детей, педагогов и родителей происходит раскрытие потенциала каждого ребенка.
Принцип вариативности
Предполагает создание вариативной развивающей среды, включающей как применение разнообразных вспомогательных средств, способствующих социально-бытовой адаптации, так и созданий условий для обогащения социального опыта в ходе общения с разными людьми, осуществления различных видов деятельности. Непременных условием при этом является расширение границ микро пространства ребенка за счет развития интеграционных связей с другими организациями и развития форм сетевого взаимодействия.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей
Семья является первым институтом социализации ребенка. Именно в ней ребенок приобретает первый опыт социальных контактов, усваивает гигиенические, бытовые навыки и т.д. Ресурс семейного воспитания необходимо учитывать и при организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях. Принцип партнерского взаимодействия с семьей предполагает создание условий, при которых родители будут включены в процесс социально-бытовой адаптации в образовательной организации.
Принцип деятельностного подхода
Данный принцип базируется на понимании того, что осуществление деятельности позволяет личности выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности.
С учетом этого содержание, формы и методы социально-бытовой адаптации с детей-инвалидов должны предусматривать активное овладение социальными компетенциями в ходе различных видов деятельности.
Практическая деятельность оказывается важнейшим, часто основным путем познания детьми-инвалидами окружающей жизни, средством компенсации утраченных или нарушенных физических или психических структур.
Важное значение в процессе социально-бытовой адаптации имеет и учет принципа доступности, который предусматривает поступательный характер педагогического процесса. Данный принцип означает, что работа по формированию социально-бытовых компетенций детей должна вестись на уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития ребенка» и предусматривать «посильную трудность» для детей.
Данный принцип требует осуществления постоянного мониторинга возможностей и достижений детей.
Принципы индивидуального и дифференцированного подхода предусматривают учет психофизических особенностей детей.
Дифференцированный подход предполагает выбор в соответствии с особенностями детей форм, средств и методов работы по социально-бытовой адаптации. Принцип индивидуального подхода нацелен на максимальную конкретизацию работы по социально-бытовой адаптации с каждым конкретным ребенком с учетом его индивидуально-типологических особенностей.
При этом важно помнить, что данные принципы не предполагают пассивное приспособление к особенностям детей, а нацелены на учет психофизических черт, уровня достижений с целью реализации личностного потенциала ребенка в индивидуальных и групповых формах работы.