Советы психолога по общению с пожилыми и людьми с инвалидностью

10 общих правил этикета:

  1. Когда вы разговариваете с подопечным, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему его лицу.
  2. Когда вас знакомят вполне естественно пожать подопечному руку- даже к тем кому трудно двигать рукой. Или кто пользуется протезом. Вполне можно пожать правую или левую руку.
  3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа не забывайте пояснить, кому вы на данный момент обращаетесь.
  4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте. Что и как делать?
  5. Обращайтесь со взрослыми как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты». только если вы хорошо знакомы.
  6. При сопровождении человека в коляске опираться или повиснуть на чьей-то коляске-то же самое, что опираться или повиснуть на человеке в коляске. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
  7. Когда вы разговариваете с человеком испытывающим трудности в общении слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда сам человек закончит фразу. Не поправляете его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если вы ничего не поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.
  8. Когда вы говорите с человеком пользующимся инвалидной коляской или костылями расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Тогда вам будет легче разговаривать.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко; хотя имейте ввиду, что не все люди которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно, постарайтесь чтобы вам ничего не мешало (жвачка, конфеты, руки, еда).
  10. Не смущайтесь если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» (незрячему), «Вы слышали об этом…?(человеку плохо слышащему).

Когда вы пишите или говорите о людях с инвалидностью

Используйте слова и понятия. Не создающие стереотипы

Избегайте слова и понятия

  • Инвалид

  • Человек, имеющий инвалидность

  • Человек с ограниченными возможностями

  • Человек с ограниченными функциями

  • Больной

  • Калека

  • Искалеченный

  • Неполноценный

  • дефективный

Если человек не инвалид — обычный. Типичный человек

Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом)

Человек, использующий инвалидную коляску

Прикованный к инвалидной коляске

Врожденная инвалидность, инвалид с детства

Врожденный дефект, несчастье

Имеет ДЦП или другое

Страдает ДЦП

  • перенес инсульт

  • имеет инвалидность в результате инсульта

  • человек перенес болезнь

  • человек который пережил болезнь

  • человек который стал инвалидом в результате…

  • Страдает от инсульта

  • Страдает от последствий инсульта

  • Жертва инсульта

  • Умственно отсталый человек (только для взрослых)

  • Ребенок с задержкой в развитии

  • Медленно обучаемый ребенок

  • Человек с задержкой в развитии

  • Отсталый

  • Умственно неполноценный

  • «тормоз»

  • слабоумный

Человек с синдромом Дауна

  • даун

  • даунёнок

  • человек с эпилепсией

  • люди, подверженные припадкам

  • люди подверженные эпилептическим припадкам

  • эпилептик

  • припадочный

  • душевнобольные люди

  • люди с психиатрическими проблемами

  • люди с душевными или эмоциональными расстройствами

  • сумасшедший

  • псих

  • слепой, незрячий, невидящий человек

  • человек с нарушением слуха

  • глухой человек

  • слабослышащий человек

  • человек (ребенок) с остатком слуха

  • совершенно слепой

  • глухонемой, тугоухий, глухой как пень.

  • Слепой как крот

  • Человек с трудностями в общении

  • Человек с затруднениями в речи

  • Немой, немтырь.

Люди, испытывающие трудности при передвижении.

  • Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь не нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  • Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать и четко следуйте инструкциям.
  • Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
  • Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении. Нет проблем со зрением. Слухом и пониманием.

Люди с гипертензией (спастикой)

Гиперкинезы- непроизвольное движение тела и конечностей, которые обычно свойственны людям с церебральным параличом (ДЦП).Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

  • Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать внимания на него.
  • При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажетесь в неловком положении.
  • Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекайте внимания.
  • Перед тем, как накрыть на стол человеку с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и т.д.
  • Если в магазине человек с гиперкинезами попросил вас достать его кошелек и расплатиться ил положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него.
  • В транспорте, при входе в автобус, прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужна ли она ему. Некоторым людям посторонняя помощь только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.
  • Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если вы видите, что ваш собеседник нервничает.

Люди испытывающими затруднения в речи.

  • Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их в ваших интересах.
  • Не перебивайте и не поправляйте человека. Начинайте говорить только тогда, когда убедить, что он закончил свою мысль.
  • Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком займет больше времени. Если спешите, извинившись, договоритесь о другом времени.
  • Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
  • Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
  • Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  • Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Повторите то, как вы поняли, и реакция собеседника вам поможет. Не стесняйтесь переспрашивать, если возникнуть проблемы в общении спросите, может он вам сможет это написать.

Люди с задержкой в развитии и проблемами в общения

  • Выражайтесь точно и по делу
  • Избегайте образных выражений
  • Не говорите «свысока». Не думайте что вас не поймут
  • Говоря о задачах, рассказывайте все по шагам.
  • Если необходимо используйте иллюстрации ил фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз.
  • Общайтесь так же, как вы общаетесь с другими. Спрашивайте о планах на выходных, о погоде, о последних событиях.
  • Если необходимо можете написать ему запись на бумаге, укажите свой номер телефона.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушения зрения имею много степеней. Человек может быть тотально слепым, с остаточным зрением, у других периферическое зрение. Все это надо выяснить и учитывать в общении.

  • Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию. Крупный шрифт, дискета, аудиокассета.
  • Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом, не пропускайте информацию, изложенную в документе.
  • Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда нужно что то подписать, прочитайте его обязательно.
  • Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите, так как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили. Описывайте коротко, где вы находитесь. Например: в центре зала, в шести шагах от вас стоит стол, или, слева от двери, как заходишь. Предупреждайте о препятствиях, ступенях, лужах, ямах, низких потолках, трубах и т.п. Делитесь увиденным.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку.
  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников и остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайтесь его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте возможность свободно потрогать предмет.
  • Не заставляйте вашего собеседника говорить в пустоту, при перемещении предупреждайте его.
  • Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
  • Избегайте расплывчатых определений, таких как «стакан находится где-то там, на столе, это поблизости от вас…». Надо быть точным: «стакан посередине стола», «стул справа от вас».
  • Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойти и помогите выбраться на нужный путь.

Люди с отклонениями со стороны психики

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый изменчивый взгляд на мир.

  • Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
  • Обращайтесь с ними как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
  • Не нужно думать, что они более склонны к насилию, это миф.
  • Не верно, что они принимают или должны принимать лекарства.
  • Неверно, что ни имеют проблемы в понимании или же они по уровню интеллекта ниже, чем большинство людей.
  • Не думайте что они не знают что хорошо, и что плохо.
  • Не думайте, что они не умеют справляться со стрессом
  • Нельзя с ними разговаривать резко.

Особенности поведения с дементными больными.

  • Поведение больного это часть заболевания, ошибочно думать, что больной совершает те или иные действия наперекор.
  • Усталость провоцирует плохое самочувствие подопечного. Отдых днем обязателен для таких людей.
  • Стремиться максимально, поддерживать рутинный образ жизни
  • Необходимо планировать распорядок дня подопечного. Стараться долго не занимать его делами.
  • Минимально стимулировать простые действия, функции.
  • Давать подопечному одно задание. Если подопечный возбужден, необходимо немедленно прекратить активность. Создать подопечному спокойные, комфортные условия. Положительное воздействия на сон, аппетит оказывают домашние животные, выращивание растений, музыка прошлых лет.
  • Не стоит напрягать умственными упражнениями, т.к. это может ухудшить его состояние.
  • Если подопечный перестает узнавать знакомых людей, родственников, дочь принимает за мать, не переубеждайте его, переключите внимание подопечного.
Полезная информация