В Челябинске машину инвалида дважды увезли на штрафстоянку

Как сообщила Ольга Лозовая, ее автомобиль эвакуировали со специально отведенного для людей с ограниченными возможностями места на парковке. С 1 января в силу вступили новые правила, и, вероятно, возникло недопонимание. Когда машину женщины регистрировали в федеральном реестре, ее заверили, что желтый знак вешать на стекло необязательно. Юридический казус уже обошелся челябинке в больше чем в четыре тысячи рублей.

Раньше, когда я как инвалид получала знак (инвалидность у меня из-за сахарного диабета), его выдавала медико-социальная экспертиза, — рассказала Ольга Лозовая. — Его дают на год и надо обновлять, в последний раз мне в медико-социальной экспертизе сказали, что они больше не выдают их, порядок изменился, и надо обращаться в МФЦ. Я пришла туда, принесла все документы, меня зарегистрировали и внесли машину в реестр автомобилей инвалидов. Специалисты МФЦ мне сказали, что знак больше не нужен, потому что у сотрудников ГИБДД есть доступ к этому реестру. У меня машину забирали дважды: первый раз с парковки на улице Молодогвардейцев, затем от Оперного театра. Штраф мне ни разу не выписывали, но машину не отдавали, пока я не заплачу за эвакуатор и стоянку. Выходило где-то по две тысячи рублей каждый раз. При этом у меня есть постановления, что я ничего не нарушила.

В бюро медико-социальной экспертизы подтвердили, что больше года не выдают желтые знаки водителям-инвалидам.

Мы их выдавали до 1 июля 2020 года, больше не выдаем, теперь надо вносить данные в реестр, — подчеркнула замруководителя бюро медико-социальной экспертизы Наталья Бутасова. — Мы устанавливаем инвалидность, указываем категорию ограничения жизнедеятельности. Эти данные уходят в федеральный реестр инвалидов, и дальше, если гражданин желает, чтобы данные о его автомобиле там были, он пишет заявление в МФЦ, указывает марку автомобиля, самостоятельно покупает желтый знак, но где его покупать, подсказать не могу. Мы выдавали именные желтые знаки, а теперь достаточно обычного.

Реестр автомобилей инвалидов работает как интернет-сервис: любой пользователь может зайти и проверить транспортное средство по госномеру. Но этого не сделали сотрудники ГИБДД перед эвакуацией ее машины, продолжила Ольга.

Каждый раз, когда я звонила на горячую линию ГИБДД, мне говорили, что сейчас много таких случаев, но надо ехать и на месте договариваться, — возмущается челябинка. — Но почему я должна договариваться?! Я ведь не нарушила закон, фактически у меня угнали машину. Сотрудники автоинспекции пытались меня убедить, что реестр работает только в Москве, а не в Челябинске, но как так?! Изменения же вносились в федеральный закон. Потом они объясняли, что у них нет доступа к реестру, что тоже глупость. Сейчас, хоть мне и разрешено, но я перестала парковаться на местах для инвалидов. Ведь я каждый раз испытываю стресс, трачусь на такси, упражняюсь в остроумии с сотрудниками штрафстоянки. Как-то они вообще нагрубили, мол, «покажите, где здесь инвалид», думают, что все водители-инвалиды на колясках должны быть.

На штрафстоянке нас заверили, что нарушения всё же были, хоть штраф челябинке и не стали выписывать. Заместитель директора ООО «Лидер Плюс», осуществляющего эвакуацию машин в Челябинске, Кирилл Сташков объяснил: сотрудники ГИБДД пошли навстречу Ольге.

Сам факт нарушения у нее есть, она встала на место стоянки инвалида, а табличку «Инвалид» на автомобиль не установила. Но за малозначительностью штраф ей не выписали, поэтому сумма за эвакуацию и хранение автомобиля с нее всё равно взыскивается. Она нарушила требования закона, — сказал Кирилл Сташков.

Этой же позиции придерживаются и в ГИБДД.

В соответствии с ПДД РФ водители, имеющие инвалидность или перевозящие инвалидов, для использования парковки для инвалидов должны обозначить свое транспортное средство знаком «Инвалид», — ответили на запрос 74.RU в городской Госавтоинспекции.

Новый порядок начал действовать с 1 января 2021 года, в нем говорится о создании единого федерального реестра и есть такая формулировка: «Проверка наличия права на бесплатную парковку будет осуществляться только на основании сведений Федерального реестра инвалидов». Казалось бы, из этого следует, что автомобильный знак «Инвалид» утратил силу и больше не требуется, но в Правилах дорожного движения он по-прежнему фигурирует. Из-за этого возникли разночтения. Впрочем, автоюристы настаивают, что наклейку всё же лучше приобрести (ее продают в обычной «Роспечати») и прикрепить на стекло.

Знак на машине должен быть, иначе автомобиль так и будут эвакуировать дальше, и каждый раз придется платить, — прокомментировала автоюрист Эльвира Волошина. — Но все расходы на штрафстоянку и эвакуатор можно взыскать с ГИБДД, потому что по их вине человек несет потери. У автоинспекторов есть такая обязанность — проверять автомобиль по базе данных перед эвакуацией. А тут получается: мало того что получилась лишняя трата времени, а водитель еще инвалид, и они заставляют ее нервничать, что может сказаться на ухудшении здоровья.

Единый реестр во многом создали для автоматической фиксации нарушений. И в данном случае машина повела бы себя гуманнее живого человека, объяснил другой автоюрист Юрий Панченко.

У нас есть автоматические камеры для фиксации нарушений, а есть инспектор на дороге. Знак «Инвалид» из Правил дорожного движения никто не убирал. Если инспектор едет и видит, что на парковке для инвалидов стоит автомобиль без опознавательных знаков, он его с чистой совестью эвакуирует, — рассуждает Юрий Панченко. — Автоматические камеры используют данные, которые как раз таки есть в реестре машин инвалидов. Если сканировать будет камера — нарушения нет, а если человек — нарушение есть. Но есть еще одно обстоятельство: раз штраф не выписали, правового основания забрать машину не было. Эвакуация сама по себе незаконна, если к административной ответственности автомобилиста не привлекали. Можно взять справку в ГИБДД, что протоколов не составлялось, а машину забрали. И можно обращаться в суд и разбираться.

Новости регионов